Консультация для родителей Как разговорить ребёнка 2 - 3 лет
18 мая 2018
В возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи, поэтому необходимо уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Учите малыша считалкам и скороговоркам. Повторение этих забавных стихов способствует развитию речи малыша. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление.
Чтобы развить речь ребёнка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Постарайтесь сделать игры интересными и весёлыми!
Поиграйте с ребёнком в игры на тренировку речевого дыхания.
Игра «Дудочки и свистульки»
Выбирать свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.
Игра «Кто дольше?»
В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Можно пропеть гласный звук на мотив любой знакомой детской песенки. Все дети любят играть в эту игру. Осталось только набрать воздуха.
Игра «Повторяй за мной»
Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра – ра - ра, ра – ра - ра. Ногу выше, шаг смелей—лей – лей - лей, лей – лей - лей. Мы увидим листопад—пад – пад - пад, пад – пад - пад. Милый зайчик не скучай—чай – чай - чай, чай – чай - чай.
Игра «Проводи мишку»
Способствует развитию речи, умению ориентироваться в пространстве. Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с вашей группой. Голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы. Интересуйтесь, для чего они нужны.
Игра «Голоса животных»
Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
Игра «Угадай животное»
Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Игра «Кукла спит»
Способствует развитию речи, слуха. Уложите куклу спать. Пускай ребенок покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать. (Всё это нужно делать шёпотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Игра «Повтори за мной»
Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.
Игра «Яблоко или тарелка?»
Способствует развитию речи, внимания. Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться. Яблоко и груша—это овощи? Ложка и тарелка—это посуда? Ромашка и одуванчик—это деревья?
Игра «У меня зазвонил телефон»
Способствует развитию речи, пополнению словарного запаса. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.
Игра «Чем заняться?»
Поговорите с ребенком о том, что можно делать на прогулке (гулять, отдыхать, слушать птиц). Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать); что делает дворник (убирает, подметает) Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
Игра «Загадалки»
Способствует развитию речи, воображения. Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет. Например, высокий стеклянный, из него можно пить сок или воду. (Стакан). Потом поменяйтесь ролями.
Игра «Еж - отец, ежиха - мать»
Способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имён существительных. Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа—слон, то мама—слониха, а их ребенок—слонёнок и т. д.
Предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:
Если папа - серый слон,
Мамочка - слониха!
А ребенок, а ребенок –
Маленький слоненок!
Если папа - еж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребенок –
Быстроногий жеребенок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пеленок:
Сын коровы и быка –
Маленький теленок.
Игра «Скороговорки»
Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте её интонацией. Для этого начните фразу скороговорки или чистоговорки, а ребенок пусть закончит её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.
Ом – ом – ом – ом - мы построим новый дом.
Уп – уп – уп - уп - я готовлю папе суп.
Бы – бы – бы – бы - в лесу растут грибы.
Мама Милу в ванне мыла.
Петя пилил пилой пень.
Любят бананы все обезьяны.
Та – та - та, та – та – та - хвост пушистый у кота.
Ду – ду - ду, ду – ду - ду - дети бегают в саду.
Но – но - но, но – но – но - в нашей комнате темно.
Собака Том сторожит дом.
Дарья дарит Дине дыни.
Няня нянчит Надю с Ниной.
Ко – ко – ко - кошка любит молоко.
Га-га-га у козы рога.
Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
Ой – ой – ой - зайке холодно зимой.
На горе гогочут гуси.
Хомячку на ухо села муха.
Аф – аф - аф- мы поставим в угол шкаф.
Ву – ву - ву - в лесу видели сову
У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
Наш Филат не бывает виноват.
У Сони сани с горки едут сами.
Сеня в лесу встретил лису.
У нас газ погас.
Су – су – су - су - тихо осенью в лесу.
Зу – зу –зу - зайку моем мы в тазу.
Цы – цы - цы- есть хотят птенцы.
Цу – цу - цу - дали нам по огурцу.
Игра «Дерево»
Активизация речи, побуждать использовать в речи предлоги.
Педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на...» и «под...».
Высоко на небе - облака,
А внизу - под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки,
А внизу под деревом - цветочки.
Игра «Что любит наша кукла?»
Развитие речи, воображения.
Предложите ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра «Кто там?»
Развитие воображения, речевых навыков.
Предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:
- Это я, корова. Мууу.
- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?
Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.
Игра «Ежик шел»
Развитие речи; познакомить с функциональным назначением предметов.
Составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:
Ежик шел по лесу, шел
И один грибок нашел.
Сел, съел
И дальше пошел.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.
Даня шел, шел, шел,
Телевизор нашел.
Сел, посмотрел
И дальше пошел.
Света шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла. И т. д.
Игра «Все такое разное!»
Развитие речи, внимания.
Педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.
Подушка мягкая, а стол... (твердый).
Снег белый, а земля... (черная).
Слон большой, а мышка... (маленькая). И т. д.
Каждодневные упражнения дадут свои результаты, думаю, они вас порадуют.
Ведь правильная речь – это дорога в успешную жизнь!